Группа №8 "Весёлый муравейник"

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста


 В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья

(родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того,

как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому

общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам

литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой

стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства

словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и

связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная

обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых,

уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в

различных видах деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности

- в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно - образовательной деятельности.

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение

взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное

отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и

разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный

контакт с малышом и развивать его речь.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного

воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка,

которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка

взрослому.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка.

Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь

окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический

строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и

расширять активный словарь.

Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в

детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А

также,  развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных

моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми

объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с

повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком

беседу об услышанном  (увиденном), наводящими вопросами активизируя

коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только

констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности

детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и

различия.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с

изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов,

сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает

развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате

у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и

самостоятельно высказывать свои суждения. Так же, особое значение имеет

чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок,

и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и

заставляет ребёнка мыслить.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому,

что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает,

но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно

следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова

и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых

слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём

имеет важное  значение для упражнения в правильном звукопроизношении и

употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы

договаривания  ( потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова

Ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение

в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать

своевременному развитию речи ваших детей.

8 апреля 2019 в 21:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.